Суббота, 20.04.2024, 04:12 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Блог

Главная » 2009 » Декабрь » 28 » "О ИСТОРИИ МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ" МИХАИЛ ДЕ БУАР (ЕЛИЗАВЕТИН)
21:13
"О ИСТОРИИ МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ" МИХАИЛ ДЕ БУАР (ЕЛИЗАВЕТИН)
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ "О КОЛЛЕКЦИИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЖИВОПИСИ М.Е. ДЕ БУАРА (ЕЛИЗАВЕТИНА)"


Большинство современных народов так или иначе, в то или иное время открыли для себя более ранние достижения древних цивилизаций в области культуры. Вдохновляясь древними образцами, эти народы, свою очередь, создали свои шедевры, которые и по сей день поражают нас мастерством исполнения и красотой духовного наполнения.
Мне бы хотелось высказать свое представление о сравнительном сходстве искусства итальянского Возрождения и древнерусской живописи. Весь просвещенный мир знает о достижениях итальянского Возрождения в области архитектуры, живописи и скульптуры.
Источник вдохновения при создании шедевров эпохи Возрождения – заново в то время открытое классическое искусство Древней Греции и Рима.
Источник вдохновения при создании шедевров древнерусской живописи – греческая (точнее – византийская) икона и ее идеологическая составляющая – православная вера. Великие мастера древнерусской живописи – Андрей Рублёв, «иконник Даниил», Дионисий и еще немногие известные по именам, а в основном безымянные художники средневековой Руси создали свои произведения, осмыслив византийскую школу иконописи. Произведения русских иконописцев образовали русскую национальную традицию.
Следует напомнить, что в Италии атмосферу высокого творчества и максимального выражения гениальных художников в их работах поддерживала и приветствовала власть. Роль частного заказа, персональной заинтересованности заказчиков была очень велика. Власть сама делала заказы выдающимся творцам того замечательного времени и щедро платила за них, то есть по сути поощряла создание шедевров, что бывает редко. Именно поэтому сегодняшний житель планеты Земля может воочию увидеть и ощутить высочайшие, неповторимые шедевры таких мастеров как Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рафаэль, и других художников эпохи Возрождения в музеях Италии, Франции, Англии, Германии, Нидерландов, Бельгии, США, России и многих других стран.
Между тем древнерусская живопись развивалась в эпоху Средневековья, наполненную войнами и разного рода потрясениями, причем в стране, географически сильно удаленной от очагов античной цивилизации.
Чем можно объяснить этот русский феномен?
Прежде всего, православной верой, которая пришла из Византии и утверждалась путем создании шедевров древнерусской иконописи. Несмотря на очень тяжелое и смутное время для Руси, народ сумел укрепиться в вере и черпать в ней силы не только для выживания, но и для высокого творчества. В то время православные храмы и наполнявшие их иконы были мощным средством национального, религиозного и культурного сплочения в этой вере. Возможно, древнерусская живопись была значительной, а как символ Русской православной церкви – важнейшей опорой для выживания русского этноса, то есть сегодняшнего русского народа.
Еще одно наблюдение. В средневековой России, в отличие от Византии, икона получила исключительное распространение, была важнейшим видом живописи по сравнению с другими искусствами. Кроме того, искусство русской иконы имеет чрезвычайно длинную историю, оно развивается не только в Древней Руси, по XVII столетие включительно, но и в Новое время, в XVIII–XIX веках, что отражено в составе собрания.
Сегодня мы с благоговением представляем широкой публике произведения этой русской национальной традиции, причем все иконы, за редким исключением, публикуются впервые.

Михаил Де Буар (Елизаветин)



О истории моей коллекции.



Первую икону, ставшую началом моего собрания, я приобрел в 1977 году – это «Богоматерь Боголюбская» XIX века. Она мне особо понравилась, нравится и до сих пор.
С этого времени я стал изучать древнерусскую живопись с интересом. Кроме того, я начал общаться с коллекционерами. Среди них были Константин Соколов, Николай Воробъев и другие, которые уже тогда собрали крупные и ценные коллекции. Они очень интересно рассказывали о своих выдающихся иконах, среди которых, безусловно, были и шедевры.
Коллекционирование древнерусской живописи стало моей страстью, более того – любимой страстью. На все заработанные деньги я покупал хорошие иконы. И настолько увлекся, что никогда не имел собственной квартиры, все время жил на съемных. Большая часть коллекции была собрана еще в СССР.
Многие очень ценные иконы (являющиеся национальным достоянием) я буквально спас от вывоза (незаконного) за границу. Они, как и все значительные произведения из моей коллекции, навсегда останутся в России и будут доступны всем россиянам.
С течением времени я понял, что никаких денег не хватит, чтобы купить все то, что мне хотелось. И я стал обменивать менее значительные произведения древнерусской живописи на более важные для русской культуры.
Таким образом, в результате моей увлеченности собиранием произведений древнерусской живописи я вошел в новую Россию с очень хорошей коллекцией, состоявшей из девяноста двух икон, среди которых уже были шедевры XV, XVI, XVII, XVIII и XIX веков. В их числе – «Преображение Господне» первой половины XV века, «Святая Екатерина с житием» второй четверти XVI века, подписная строгановская икона «Благовещение», созданная в начале XVII столетия Назарием Истоминым Савиным, несколько икон самой известной школы иконописи XVIII–XIX веков – палехской.
Легально разрешенный бизнес в новой России позволил зарабатывать совсем другие деньги. Восемьдесят процентов из них я продолжал тратить на иконы, но уже только на те, которые я и эксперты с мировым именем (к ним я всегда обращался) одобряли. При малейших сомнениях в времени написания иконы я отказывался от покупки.
В то время едва ли не все русские бизнесмены занимались только «коллекционированием разницы» – покупали, продавали дороже, «разницу», то есть деньги, присовокупляли к деньгам, и так далее. Кто-то приобретал дома, дорогую мебель, иномарки (я до последних двух лет ездил на отечественных машинах).
А я покупал и покупал любимые мной шедевры древнерусской живописи, и коллекция росла и росла, особенно когда я стал приобретать русские иконы за границей и возвращать их в Россию, на историческую Родину. Часть этих икон уже демонстрировалась на нескольких выставках, в том числе на выставке «Возвращенное достояние», проходившей в Третьяковской галерее весной 2008 года.
В июне того же года в Государственном музее-заповеднике «Царицыно» была открыта выставка лучших произведений из моей коллекции, включающая около двухсот икон. В ее организации мне помогали специалисты: Энгелина Сергеевна Смирнова – профессор Московского государственного университета и эксперт с мировым именем (особенно в области самых древних произведений, относящихся к XIV, XV и началу XVI века), Наталья Игнатьевна Комашко – сотрудник Музея имени Андрея Рублёва, большой знаток икон XVII, XVIII и XIX веков, Александр Сергеевич Преображенский – преподаватель Московского государственного университета, исследователь древнерусской живописи XV–XVII веков. Именно благодаря их участию самую значительную часть моего собрания удалось показать в залах царицынского «Хлебного дома». Особенность этой выставки в том, что на ней представлены не только основные школы древнерусской живописи, но и провинциальные центры и мастерские, где выдающиеся русские живописцы создавали иконы, которыми сегодня гордится не только наша страна, но и весь мир.
Таким образом, экспонируемое собрание икон является своего рода хрестоматией по истории древнерусской живописи. Посетив два-три раза эту выставку, можно получить полное представление о развитии русской иконописи и увидеть отдельные иконы, которые не уступают шедеврам мирового уровня, созданным в любой из стран в разные эпохи.
Сейчас я работаю над юридическими документами, которые дадут гарантию того, что эта коллекция не будет никогда продана и разобщена моими наследниками и останется всегда доступной народу нашей Родины – России.
Вот краткая история создания моей коллекции и ее дальнейшая судьба.
Мне очень приятно было узнать, что многие посетители выставки оставили свои высказывания в книге отзывов, и я понял, что не зря прожил жизнь, выполнив (возможно, частично) свое предназначение.

М.Е. Де Буар (Елизаветин). 2009 год.


Просмотров: 2694 | Добавил: полковник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: